Наша история

«Наша память и любовь к прошлому – великая сила. Она возрождает былое и делает его участником нашей жизни».

Н.М. ЦИСКАРИДЗЕ

В августе 1978 года в бывшем Доме пионеров Центрального района, который находился на улице Горького (ныне Спиридоновская), был организован новый кружок — балетная студия «Радуга». С этой даты ведёт своё начало Образцовый детский ансамбль хореографических миниатюр «Радуга».

В то время балетные студии были почти в каждом Доме пионеров, и занимались они в основном тем, что называется ритмика. Но руководитель «Радуги», Людмила Ивановна Бартенева, сразу заявила определённое направление коллектива — классический танец.

Любовь к классическому танцу Людмиле Ивановне ещё в Херсоне, откуда она родом, привила её первый педагог, Эльза Карловна Цельдом, выпускница Вагановского училища, бывший педагог Ташкентского хореографического училища. Приехав в Одессу в 1968 году, Людмила Ивановна поступила в Одесскую хореографическую школу, в класс педагога Златы Александровны Баевой, бывшей солистки Одесского оперного театра. А оканчивала балетную школу Людмила Ивановна в классе Заслуженной артистки Украины, солистки Одесского оперного театра, Аллы Борисовны Рындиной. И Злата Александровна и Алла Борисовна ученицы велико Агрепины Яковлевлевны Вагановой. Впитав дух ленинградской классической школы Людмила Ивановна стремилась привить детям понимание классического танца, и любовь и уважение к классической музыке, театру… Но главное — это желание работать над собой и ответственное отношение к коллективу.

После длительных размышлений родилась структура балетной студии, которая, с некоторыми изменениями, работает и сегодня: это младшая группа (дети 5-6 лет), средняя группа в которой занимались дети 7-10 лет и старшая группа для детей старше 11 лет. Правда в то время была ещё группа мальчиков.

Началась кропотливая работа — с младшими — ритмика и азы классического танца, а со средними и старшими — классический урок по программе балетной школы. Научить детей классике трудно, очень трудно. В силу специфики жанра, требования к исполнителям, как правило, несколько преувеличены. Да и недостатки труднее скрыть. Ведь в балетную школу или училище ведётся тщательный отбор по данным ребёнка, а в «Радугу» принимали (да и по сей день принимают) всех желающих, не зависимо от данных. Но упорный труд педагога и желание детей делают чудеса. Специально разработанная программа обучения, индивидуальный подход к детям позволил уже в первый год показать зрителям хореографическую композицию «Волшебные превращения».

Это была сюита, объединённая сквозным сюжетом: в игрушечном магазине появляется добрая Фея, которая оживляет игрушки. Куклы-красавицы, медвежата, матрёшки, оловянные солдатики с радостью начинают танцевать, но приходит утро… и они вновь становятся на полки. Добрую Фею танцевала девочка 3-го класса, а танцы игрушек исполняли дети 5-6 лет.

Для группы мальчиков была подготовлена специальная программа с уклоном в характерный танец. В первый год для мальчиков был поставлен эстрадно-характерный танец «Скоморохи» на музыку ансамбля «Весёлые ребята» «Русский сувенир», а чуть позже — Шествие троллей» на музыку Э. Грига «В пещере горного короля». Эта хореографическая миниатюра много лет была в репертуаре коллектива.

Классический урок был основой каждого занятия. Постепенно усложнялись комбинации, вводились новые элементы, как у станка, так и на середине зала. Руководителю хотелось реализовать мечту о чисто классическом коллективе, но мастерства у детей ещё не хватало. И всё же в 1980-1981 учебном году Людмила Ивановна приступила к постановке сюиты «Времена года» на музыку П.И. Чайковского. Это была трудная, но увлекательная работа. Первой к постановке была выбрана миниатюра «Октябрь», которая ставилась для Оксаны Капары и Альбины Саганенко.

В начале нового учебного года (1981-1982) балетная студия «Радуга» перешла в Доме пионеров Жовтневого района на улицу Ярославского (Троицкая), 47, где работает и по сей день. На новом месте в условиях настоящего балетного класса появилась возможность качественно изменить занятия: более интенсивно вводились новые элементы классического урока у станка, сложнее стали комбинации на середине, и, как результат, в короткий срок была закончена миниатюра «Октябрь» и почти следом Людмила Ивановна приступила к постановке миниатюры «Апрель». К этому времени сформировался довольно большой коллектив, основу которого составляла старшая группа. Талантливые, увлечённые, трудолюбивые девочки занимались с удовольствием. Это был очень дружный коллектив, они радовались успехам друг друга и все учили всё, что ставила Людмила Ивановна, — все номера. «Апрель» был рассчитан на Лену Любченко и планировался как сольный номер. Станцевав на одном или двух концертах, Лена неожиданно заболела, и год не могла заниматься. «Октябрь» и «Апрель» планировались для показа на смотре художественной самодеятельности. Времени оставалось мало, но тут выяснилось, что Ира Гольдберг и Наташа Горлова выучили «Апрель» самостоятельно. Танцевали номер по очереди: один концерт одна девочка, следующий — другая. Девочкам надоело ждать своей очереди (а концертов с подходящей площадкой для исполнения номера было не много) и они самостоятельно изменили номер!!! Танец начинался из правого верхнего угла sissonne в arabesque по диагонали. Ира развернула рисунок танца зеркально, то есть с другой ноги и начинала его из левого верхнего угла. Девочки показали Людмиле Ивановне свой вариант номера, и, порадовавшись их творческому подходу, Людмила Ивановна приняла миниатюру в таком виде. С тех пор «Апрель» долгие годы танцевался на двоих.

В следующем сезоне коллектив приступил к постановке ещё двух миниатюр из «Времён года» — «Июнь» и «Декабрь». Это были уже массовые номера, в первом участвовало 8 исполнительниц и солистка — вернувшаяся Лена Любченко, а во втором — 8 девочек из старшей группы, 8 девочек из средней и 2 солистки — Ира Гольдберг и Наташа Горлова. Вся сюита «Времена года» была поставлена и исполнялась на пуантах. Это был творческий взлёт коллектива, который к тому времени насчитывал около 100 человек. Для средней группы были поставлены номера «Зонтики» и «Полька-игра» где танцевали и мальчики и девочки, в младшей группе — «Матрёшки», «А у нас во дворе танцуют все» и «Давай дружить», который исполняли Оксана Дегтяр и Алёша Бартенев, самые младшие участники коллектива. Это был период активной концертной деятельности. «Радуга» со своей программой выступала перед школьниками в школах и перед рабочими на заводах, в институтах и клубах города.

Для Иры Гольдберг была поставлена вариация Китри из балета Л. Минкуса «Дон Кихот», которую она исполняла с истинно испанским темпераментом и одесским задором. Алла Борисовна Рындина для Наташи Горловой поставила в своей редакции вариацию Тао Хоа из балета Глиэра «Красный мак». Обе вариации девочки исполняли на пальцах. Людмила Ивановна поставила хореографическую миниатюру «Урок» на музыку И. Гайдна, первыми исполнителями которой были Лена Любченко, Валентин Ищенко, Марьяна Власенкова и Яна Никитина…

В мае 1984 года в клубе работников торговли состоялся первый большой творческий отчёт балетной студии «Радуга». К этому времени репертуар коллектива был таков, что можно было составить два отделения концерта. Взглянув на программу концерта, можно было убедиться — перед вами действительно коллектив классического танца. Ведь в программу, помимо выше перечисленных, входили: pas de troua из балета «Щелкунчик» в постановке и собственной редакции А.Б. Рындиной, который исполнили Марьяна Власенкова, Яна Никитина и Валентин Ищенко, и дивертисментный номер из «Щелкунчика «Чай», исполненный Валентином Ищенко. Кроме того — «Детский альбом» на музыку П.И. Чайковского «Детский Альбом».

На этой миниатюре хочется остановиться особо. Дело в том, что многие номера, составлявшие «Волшебный альбом», живут в коллективе до сих пор. Тема самой миниатюры перекликается с ранней работой «Детский альбом». Здесь, как и там есть добрая волшебница-сказочница, которую прекрасно, станцевала и хорошо сыграла Лена Любченко. Сказочница рассказывает сказки, которые тут же на глазах зрителя оживают: это и жаворонок, в исполнении Наташи Бунчак, и петрушка (Валентин Ищенко), Кот и Мышка, исполненные Валентином Ищенко и Светой Манукян. Сказочница начинает и заканчивает номер, она объединяет отдельные номера в единую композицию, придавая некую загадочность и сказочность всему действу.

Для Одессы того времени всё это было ново и высшей оценкой можно признать разговоры среди руководителей танцевальных коллективов города о том, что на концерте танцевали… учащиеся балетной школы. Если вдуматься в эти слова, то это действительно — оценка работы педагога. А между тем коллектив продолжал работать. Дети упорно изучали классический танец, повышая своё мастерство.

Шло время. Пришло новое поколение детей. В старшую группу пришли дети, изначально впитавшие в себя дух и традиции балетной студии «Радуга». В начале 90-х годов рамки балетной студии стали тесны для коллектива. И балетная студия превратилась в детский ансамбль хореографических миниатюр «Радуга». Почему такое название? Ответ прост, репертуарной основой коллектива всегда была и остаётся сюжетная хореографическая миниатюра на основе классического или деми-классического танца. В репертуар ансамбля прочно вошли «Морской мираж», на музыку ансамбля «Апельсин» и «Пробуждение» на музыку Рика Уэйкмана, и если первая миниатюра — это массовый номер, то «Пробуждение» исполняют 3 девочки. Эту миниатюру Людмила Ивановна ставила на Ксюшу Иванову и Юлию Гузунову и Настю Синицину.

Людмила Ивановна никогда не замыкалась только в себе, только в своих идеях. Плодотворное сотрудничество с бывшей солисткой балета Одесского театра оперы и балета Златой Александровной Баевой подарило коллективу две жемчужины «Итальянскую польку» на музыку Сергея Рахманинова и «Пиццикато» на музыку Лео Делиба. Первой исполнительницей «Итальянской польки» была Влада Варламова, а «Пиццикато» исполнили Оксана Бицкая и Аня Дмитришина.

В редакции А.Б. Рындиной в «Радуге» появился номер, который по праву входит в золотой фонд мировой хореографии. Это дуэт из балета «Шопениана». Работа над этим номером была непростой. Требования, предъявляемые к исполнителям столь известного и любимого зрителями номера огромны. И Алла Борисовна не делала скидку на «самодеятельность». Она требовала точного и абсолютно правильного выполнения каждого движения. В результате первые исполнительницы этого шедевра мирового классического танца, Ксения Иванова и Юлия Гузунова, упорным трудом добились признания. В 1999 году вместе с Настей Синициной выступая на Всеукраинском смотре-конкурсе «Таланти твої Україна» девочки завоевали Диплом II степени. А когда Юля и Ксюша выросли, поступив в институт, стали выпускниками «Радуги» им на смену пришли Оксана Бицкая и Аня Дмитришина.

В этом же году в коллективе появилась новая миниатюра «Одесская Гаврошка или доброта спасёт мир». Сюжет этой миниатюры переносит нас в конец XIX начало XX века.

Молодая девушка (Ксюша Иванова), возвращаясь после бала со своей служанкой (Настя Волкова), замечает спящую на скамейке маленькую беспризорную девочку. В порыве сострадания и доброты она укрывает ребёнка своей бальной юбкой. Утром важная дама, прогуливая двух дочерей в городском саду, сталкивается с этой девочкой. Дочери хотят поиграть с ней, но строгая мамаша запрещает им это. Она уводит детей подальше от «нищенки», но девочки, убежав от мамы, возвращаются к новой подруге и все вовлекаются в весёлую игру. Вот таков вкратце сюжет этой миниатюры. Но дело не в сюжете. Такого исполнения, да простят меня все последующие исполнительницы, больше не было. Влада Варламова, исполнявшая роль Гаврошки была великолепна. Наверное, это была её лучшая Роль, с большой буквы «Р». Задор и бесшабашность, юмор и трогательность, детская непосредственность и что-то, чему нет названия — всё это Влада смогла вынести на сцену и донести до зрителя. Юля Гузунова, сыгравшая роль «мамаши» была очаровательна. Гротеск, с которым она показала чванливую «гранд даму» остаётся непревзойдённым. Очень хорошо станцевали дочерей Оксана Бицкая и Аня Дмиртишина. Они придали номеру ту детскую непосредственность, которой нам в жизни так не хватает. Одним словом — эта миниатюра — большая удача коллектива и его художественного руководителя Людмилы Ивановны Бартеневой.

В сезоне 1999-2000г. для младшей группы ансамбля была поставлена миниатюра «Антошка», на музыку популярного одноимённого мультфильма. Главного героя прекрасно исполнила Виолетта Гаврилова. Средняя и старшая группы ансамбля работали над хореографической миниатюрой «Путь к себе» в постановке Б.А. Бартенева. Это был триптих на музыку Анугамы — «Мечта», А. Вивальди — «Путь» и на музыку Вангелиса «Мир Радуги» — солистка Люда Руммо. Обе миниатюры были впервые исполнены на отчётном концерте в 2000 году.

Участвуя в фестивале малых хореографических форм им. В. Верховинца в 2000 году с миниатюрами «Пробуждение» и «Одесская Гаврошка», ансамбль удостоился II премии.

Но концерты — это праздник, а будни… — тяжёлый и кропотливый труд: руководителя, концертмейстера и, конечно же, детей. Труд, скрытый от зрителей и, зачастую, от родителей, результат, которого можно увидеть на концертах, конкурсах, фестивалях и смотрах.

В 2001 году коллектив стал лауреатом фестиваля «Сузір’я Одеси» и лауреатом I степени смотра-конкурса «Таланти твої Україна». И конечно, как всегда, коллектив вёл большую концертную работу. Вообще концертная деятельность ансамбля традиционно строится таким образом: есть два больших концерта — это Новогодний концерт и Отчётный концерт в конце учебного года и смотр-конкурс «Таланти твої Україна», который проходит в марте-апреле месяце. Это, если можно так сказать, ежегодная обязательная программа. Между этими концертами ансамбль участвует в тематических и праздничных концертах в родном ЦДЮТ «Самоцвет», коллектив часто приглашают для выступлений перед Ветеранами войны, в детские и взрослые санатории и т.д. В этом же году художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля, Людмила Ивановна Бартенева, была отмечена высоким званием «Відмінник освіти України».

В Сезоне 2002-2003 года коллектив готовился к большой дате — 25-летие своей творческой жизни — дата, безусловно заслуживающая внимания. Четверть века — срок немалый, и, безусловно, Людмиле Ивановне хотелось отметить юбилейную дату новыми номерами для каждой группы. В этом году для младшей группы ансамбля была поставлена миниатюра «Чунга-чанга», для средней группы — «Весёлая рыбалка» а для старшей — миниатюра на музыку Лео Бернстайна «Весна идёт, весна танцует и поёт». Каждый новый номер имел свою изюминку. Задорная «Чунга-чанга» на песню из известного мультфильма превратила детей в маленьких негритят — весёлых и жизнерадостных. До сих пор дети танцуют эту миниатюру с большим удовольствием. «Весёлая рыбалка» — миниатюра, поставленная с большим количеством маленьких прыжков, дающими возможность исполнителям показать свою технику. Весна — время любви и счастья, улыбок и хорошего настроения, радости и веселья, всё это можно выразить двумя словами — весеннее настроение. Весеннее настроение — это внутренняя, глубинная суть детского ансамбля хореографических миниатюр «Радуга», которое прекрасно передаёт миниатюра «Весна идёт, весна танцует и поёт».

В мае 2003 во Дворце студентов большим концертом ансамбль отметил своё 25-летие. В нём также принимали участие ансамбль эстрадного танца «Реверанс» (рук. Татьяна Конорева) и вокальная студия «Жемчужина» (рук. Алла Черкасова). Это был настоящий праздник хореографии — яркий и солнечный, аплодисменты, поздравления, цветы… Это день надолго запомнился всем участникам ансамбля.

Учебный год 2004-2005 — знаменательная веха в жизни ансамбля. В этом году Детский ансамбль хореографических миниатюр «Радуга» был удостоен звания «Образцовый художественный коллектив» — так высоко была оценена многолетняя работа руководителя, Людмилы Ивановны Бартеневой и всего коллектива. И, конечно же, этот год запомнился очень необычной, полной драматизма миниатюрой «Коррида от быка», которую Людмила Ивановна поставила для Ани Кюселинг. Балетмейстер в короткой, двухминутной миниатюре показать всю боль, и весь трагизм жизни быка на арене. И в противовес «Корриде» в этом же году появилась милая, лёгкая миниатюра «Один день из жизни пансиона благородных девиц». Роль «строгой» воспитательницы исполнила Таня Бажулина. На традиционном смотре-конкурсе «Таланти твої Україна» оба номера получили высший бал — 15. В этом же году ансамбль стал лауреатом фестиваля «Венок Черноморья».

Психологически сложный 2005-2006 учебный год коллектив прожил достойно. Маша Романюк и Аня Нехлюдова победили в конкурсе «Принцесса Осени», в ноябре коллектив стал лауреатом I степени фестиваля «Наше майбутнє». На очередном смотре-конкурсе «Таланти твої Україна» Таня Бажулина станцевала миниатюры «После бала» и «Жаворонок» получив самую высокую оценку жюри — по 15 баллов за оба номера. В этом же году для детей средней и младшей группы была поставлена большая развёрнутая миниатюра «Чудесные превращения». Это трепетный рассказ о доброте и детской любви, которая способна оживить даже куклу.

Следующий, 2006-2007, учебный год начался с поездки в г. Николаев на региональный детско-юношеский конкурс «Осенняя фантазия». Коллектив показал миниатюры «Весна идёт, весна танцует и поёт» и «Чудесные превращения», а также сольные номера — «После бала» в исполнении Тани Бажулиной и «Коррида от быка» в исполнении Насти Ладониной, которая привнесла в этот номер своё понимание образа, свою интерпретацию номера. В итоге — Дипломы I и II степени. В середине года ансамбль получил приглашение в Венгрию для участия в Фестивале, посвящённом дню рождения Венгерского короля Матиуша. И, конечно же, коллектив начал подготовку к этому событию. Специально к Фестивалю был поставлен очень динамичный, экспрессивный номер «Танці в ритмі гір» (на песню из репертуара Русланы). В очень короткий срок на основе украинских народных мелодий, Людмила Ивановна поставила прекрасную миниатюру «На птичьем дворе». На птичьем дворе спорят две мамы-курицы чьи птенцы лучше, а птенцам всё равно, они весело играют друг с другом.

Но особое место занимает миниатюра «Языческие пляски». Её постановка началась весной 2006 года. Прекрасная музыка, великолепные костюмы, а главное — совершенно необычная для коллектива хореография. На сцене, как бы оживает древнеславянская магия поклонения Великому Богу Солнца — Яриле. Внутренняя энергетика номера держит зрителя от начала и до конца. Мы не видим, но чувствуем, что в центре сцены что-то теплится, что-то разгорается, то, что люди передают друг другу, нечто сакральное… и когда в финале разгорается огонь, мы понимаем, что это огонь Великого Духа. «Языческие пляски» — самая яркая и, наверное, самая большая творческая удача Людмилы Ивановны за последние годы.

Кроме выше перечисленных, коллектив повёз в Венгрию номера из текущего репертуара: «Жаворонок» из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Гениальный сыщик» на музыку из мультфильма «Бременские музыканты», «После бала» и другие. Это был настоящий праздник — тёплый доброжелательный приём, новые знакомства, незабываемые впечатления.

Но… после любого праздника наступают будни. Учебный год 2007-2008 проходил под знаком подготовки к празднованию тридцатилетия создания коллектива. Появились новые миниатюры: «О жадинах, дураках и хвастунах» на музыку из кинофильма «Приключения Буратино» в исполнении Иры Шабановой и Максима Волощука; «Ave Maria» — гностический гимн Шуберта — эта миниатюра в исполнении трёх девочек средней группы и трёх — старшей должна исполняться на пуантах. Велась работа над постановкой номера «Діти України» — это сочетание стилизованных украинских движений и стиля фанк.

Сегодня Образцовый детский ансамбль хореографических миниатюр «Радуга» живёт полной жизнью, в планах — постановка новых миниатюр для каждой группы, концерты фестивали смотры.

Хочется сказать несколько слов об аккомпаниаторах, которые работали в ансамбле «Радуга».

У истоков вместе с Людмилой Ивановной стояла Виктория Павловна Дворжецкая, затем, достаточно длительный период работала Марина Александровна Кобринская. Затем в коллективе работали Екатерина Николаевна Котова и Ирина Витальевна Елсукова.

Очень большой вклад в становление ансамбля внесла Оксана Леонидовна Сидоренко. Будучи студенткой II курса Одесской консерватории она настолько глубоко вникла в суть работы коллектива и настолько прониклась духом ансамбля, что могла провести занятие в отсутствии педагога. Мало того, она была первой исполнительницей (как танцовщица) в первом выходе миниатюры «Памяти Луи Армстронга» и танцевала миниатюру «Секрет».

Сегодня аккомпаниатор коллектива — Елена Игоревна Насонова. Если охарактеризовать одной фразой что значит Елена Игоревна для коллектива, можно сказать так: «Для коллектива она — ВТОРОЕ КРЫЛО!»

Каждый год в ансамбль приходят новые дети — это встречи, как правило радостные. Наша задача — привить им любовь к жизни, уважительное и доброжелательное отношение друг к другу, вселить в них уверенность в себе, в свои силы и, конечно же, привить детям любовь к хореографии, научить их танцевать.

Но, к сожалению, приходит время, и мы расстаёмся. Вырастают наши дети и уже юношами и девушками выпархивают из нашего гнёздышка. Вот и сейчас в коллективе происходит смена поколений: старшая группа вот-вот выпустится, а на смену ей придёт средняя, и, как сказал великий Йоган Штраус в своём «Вечном движении»: «И так далее, и так далее…»